Типы лидера в команде
Очевидно, что богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. В психологической и управленческой литературе выделяют различные типы лидера, отраженные в таблице.
Так, В.Н. Лавриненко и его соавторы пишут о существовании в командах трех типов лидеров: вожак, лидер в узком смысле слова и ситуативный лидер. Лидер в узком смысле слова способен внушать, убеждать, но часто ему приходится побуждать работников выполнять задания.
Вожак – это авторитетный член социальной группы, обладающий даром внушения и убеждения. Он может повлиять на работников взглядом, жестом и словом.
Американский исследователь Р. Стогдилл определил характеристики и качества лидера этого типа:
- физические качества – активность, энергичность, сила и здоровье;
- личностные качества – уверенность в себе, приспособляемость, стремление к успеху и авторитетность;
- интеллектуальные качества – ум, креативность, интуиция и умение принимать решения;
- способности – контактность, легкость в общении, дипломатичность и тактичность.
Б.Д. Парыгин выделяет следующие типы лидеров:
- по содержанию деятельности – лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель;
- по стилю активности – лидер авторитарный и демократический.
Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов команды или организации в целом, их участия в управлении; – по характеру деятельности – универсальный и ситуативный лидер.
В дальнейшем Л.И. Уманский комбинировал эти типы и предложил шесть типов лидера: организатор, инициатор, эрудит, генератор эмоционального настроя, генератор эмоционального притяжения, умелец.
Следует отметить, что перечисленные подходы к типологии лидера содержат различные варианты двух общепризнанных типов – эмоционального и инструментального.
В управленческой науке лидерство – это способность вести за собой для достижения конкретных целей. Лидер, в отличие от руководителя, является человеком, который в силу своих способностей и личностных качеств способен увлечь и повести за собой людей.
Р.Л. Кричевский, рассматривая процесс управления социальными группами и организацией, определил, что для эффективного группового функционирования обязательно наличие следующих типов лидера:
- организатор, выполняющий функцию обеспечения команды способами реализации принятого решения и регулирующий взаимодействия в процессе достижения общей цели;
- мотиватор, деятельность которого направлена на мобилизацию и побуждение работников к трудовой деятельности;
- диспетчер, распределяющий функции между членами команды и координирующий их деятельность;
- генератор идей, осуществляющий функции увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений.
П.Г. Белкин, Е.Н. Емельянов и М.А. Иванова выявили наличие в команде следующих типов лидера, которым присущи специфические черты и характеристики:
- диагност, способный к быстрой оценке проекта и выявлению его сильных и слабых сторон, оперативно оценивающий ситуацию, терпимый к ошибкам окружающих;
- фанатик, увлеченный своей научной работой, требующий от других аналогичного отношения и при несовпадении взглядов на науку вступающий в конфликтное взаимодействие;
- пионер (инициатор), реагирующий на перспективные проблемы оперативно, склонный к стимулированию деятельности работников, эрудированный;
- эрудит (схоласт), обладающий отличной памятью, стремящийся к упорядочению, внимательный к деталям, добросовестный;
- техник (ремесленник), воплощающий в жизнь решения, плохо оформленные работниками, чуткий в понимании оттенков поведения коллег;
- независимый, стремящийся к инициативному решению проблем, скептически относящийся к коллективной работе.
С точки зрения ситуативного фактора Г.Р. Латфуллин и его соавторы выделяют два типа лидеров:
- лидеры-львы, появляющиеся в кризисных ситуациях, способные функционировать в экстремальном режиме;
- лидеры-лисы, успешные в ситуациях стабильности при выполнении рутинных задач.
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных, рационально-легальных и харизматических. Авторитет традиционных лидеров основан на обычаях и традициях.
Рационально-легальные, или рутинные, лидеры избираются демократическим путем. Харизматические лидеры наделены, по мнению последователей, особой благодатью, выдающимися качествами и способностями к руководству.
При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. М. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на реализацию задач социального обновления.
В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы.
В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.
Типы лидерства возникают на базе определенных потребностей социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации последователей на ее осуществление.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу