Затратный метод ценообразования

Схема построения цены продукта или услуги на основе затратного метода предполагает исчисление совокупных издержек, и величины необходимой прибыли исходя из нормы прибыли.

Математически расчетную цену можно формализовать выражением:

Затратный метод ценообразования

где LIR – расчетная величина цены продукта или услуги; MCr – прямые издержки по привлечению материальных ресурсов и трудовых; OC – косвенные операционные издержки; ERCM – величина премии за риск DPM – желаемая величина нормы прибыли.

В структуру прямых издержек на производство продуктов и услуг включаются: материальные ресурсы, амортизация внеоборотных активов, расходы на электроэнергию и коммунальные платежи, оплата труда работников с начислениями.

Косвенные операционные затраты в управленческом учете обычно распределяют по «котловому» методу. Вместе с тем, существует группа менеджеров, которые рассчитывают цены на свои продукты только на основе представлений об их потребительской полезности для клиентов, не вдаваясь в определение себестоимости. Другая группа менеджеров может переносить на ценовое предложение продуктов и услуг цены производителей-конкурентов.

Между тем, третья группа менеджеров не отказываясь от анализа ценности продуктов и услуг для своих клиентов и уровня цен производителей-конкурентов, опираются на модель ценообразования, основанной на детальном анализе издержек. Эта задача решается путем использования методов нормирования и метода операционных исследований.

В некоторых случаях, характер отдельных видов затрат, обусловленный правилами их потребления, может отличаться от принципа пропорционального изменения их объема. Они могут опережать рост предоставления продуктов и услуг и их реализацию, но могут снижаться при замедленном росте.

Главным фактором этих отклонений чаще всего являются договорные условия и наценки на потребляемые материальные, топливно-энергетические и трудовые ресурсы.

Определить влияние этих отклонений на уровень затрат можно лишь при детальном разложении производственных и сбытовых расходов на элементы и с помощью анализа таких экономико-математических методов, как метод главных компонент, регрессионный анализ или дисперсионный анализ.

Интересно
Одним из основных недостатков затратного метода ценообразования является его некоторая ограниченность, что сужает возможность его широкого применения.

Используя его, трудно проводить анализ таких факторов, как уровень потенциального и реального спроса, продуктового предложения, эластичности рыночного сегмента, уровень конкурентности среды и степень конкурентоспособности корпораций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)