Типы управления корпорациями
За прошедшие годы увеличилась численность корпораций, усложнились их характер и качество. В идеологической сфере преимущественное развитие получили государственные организации и организации гражданского общества.
Между ними, естественно, сформировались свои организационные структуры. Это позволило обобщить их деятельность, сконструировать определенную классификацию типов управления. В качестве основных здесь следует взять следующие три типа управления: линейное (субординационное), функциональное (координационное) и линейно-функциональное (штабное).
В свою очередь, последний подотчетен вышестоящему руководителю. Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного руководителя.
При этом звенья линейного управления в общем соответствуют звеньям организации, между которыми установлены четкие и простые взаимосвязи. В этом главное преимущество данного типа связей (рис. 10).
Очевидно, что линейное управление вырастает непосредственно из характера и особенностей корпорации, которая строится на субординационных началах. Именно соподчиненность взаимодействия руководителя и членов корпорации лежит в основе линейного управления.
Преимуществами линейного управления являются:
- получение подчиненными непротиворечивых и увязанных между собой
заданий и распоряжений; - возможность организации работать в режиме простых и быстрых решений;
- обеспечение единства руководства сверху донизу, т.е. осуществление принципа единства распорядительства;
- минимизация числа руководителей в организации.
Недостатки этого типа управления:
- руководитель должен обладать универсальными знаниями, которые позволят ему выполнять многие функции, требующие специальной подготовки;
- отсутствие в структуре управления профильных специалистов по реализации отдельных управленческих функций;
- определенные сложности возникают здесь и при адаптации к любым изменениям внешней среды как на уровне центрального руководства организации, так и на уровне руководства подразделениями.
В то же время линейная форма отношений руководитель — подчиненный как способ реализации организационного принципа единоначалия является обязательным элементом практически всех формальных структур. Объем и содержание полномочий линейных органов по распорядительству ресурсами в основном определяют такую важную характеристику системы управления, как уровень ее централизации.
Последняя, в свою очередь, с учетом масштабов распорядительской деятельности обусловливает иерархическую декомпозицию объекта управления.
Естественно, что при такой многоуровневой декомпозиции системы на каждом из уровней могут применяться самые разные формы разделения и кооперации труда, что приводит к возникновению всевозможных «смешанных» организационных форм.
Функциональное (координационное) управление возникает тогда, когда между высшим и низовым уровнями руководства присутствуют ограниченные линейные отношения единоначального распорядительства, но они дополняются перекрестными функциональными связями (рис. 11).
Идея функционального управления состоит в резком повышении уровня специализированного руководства, более глубокой разработке принимаемых решений. Оно делает управление более квалифицированным и эффективным, так как его службы более динамичны и восприимчивы к потребностям практики.
Здесь каждое нижестоящее подразделение получает указания от нескольких руководящих звеньев.
Общие принципы функционального управления состоят в следующем:
- совокупность функциональных подразделений (служб агентств, департаментов) должна охватить весь состав линейных звеньев управления, характерных для данной организации;
- функциональные подразделения должны соответствовать целям и содержанию деятельности данной организации;
- в функциональной структуре необходима четкая дифференциация подразделений, исключающая параллелизм, дублирование или совпадение видов управленческой деятельности;
- при данной организации управления специалисты, осуществляющие определенную функцию, должны не только обязательно обладать компетенцией и полномочиями, но и нести ответственность за полноту и качество выполняемой работы.
Недостатками функционального управления являются:
- нарушение единства распорядительства и снижение ответственности за дело, поскольку исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей; это нередко приводит к обезличке, утрате ответственности в работе и нарушению единоначалия;
- появляется большое количество информации, подчас противоречивой; возникают проблемы выбора и согласования указаний, идущих от вышестоящих звеньев; быстро растет количество функциональных служб, что существенно снижает оперативность управления;
- возникают механизмы двойного подчинения, которые формально направлены на устранение коренного противоречия линейной структуры (между линейным распорядительством и функциональной квалифицированностью), но реально нередко тормозят нахождение оптимального решения.
В некоторых случаях, получая распоряжения от нескольких вышестоящих звеньев, нижестоящий руководитель не знает их приоритетности и потому бездействует или выполняет без особого энтузиазма.
Линейно-функциональное (штабное) управление, состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений, которые иногда именуются штабом.В современных организациях, особенно крупных, широко используются разные виды штабных подразделений (экономические лаборатории, отделы анализа и прогнозирования, конструкторские бюро и группы и пр.).
При высших уровнях руководства создаются также коллегиальные штабные структуры из руководителей и специалистов, которые, как правило, не освобождаются от своих основных обязанностей.
Это советы директоров, специализированные управленческие комитеты и комиссии, научно-технические советы и т.п. (рис. 12).
Штабные службы оказывают линейным руководителям постоянную, прямую или косвенную помощь в выполнении ими функций управления организацией: штабы готовят квалифицированные решения, но утверждают их линейные руководители.
Последние изучают и согласуют друг с другом предложения функциональных служб (штабов). В результате уровень и качество линейного руководства значительно повышаются. Причем роль штабов возрастает с повышением уровня управления.
Эти типы управления особенно эффективны при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени, задач. Они обеспечивают максимальную стабильность корпорации, создают наиболее благоприятную основу для формальной регламентации полномочий, ответственности и характера взаимодействия руководителей подразделений и отдельных работников.
В крупных корпорациях помимо рассмотренных выше применяют и другие организационные формы — программно-целевое управление (в которое включают управление по проекту, управление по продукту и т.д.), матричную структуру, дивизиональную структуру и др.
Сочетание типизированных организационно-управленческих форм должно обеспечить такое многообразие, которое необходимо для усложняющихся социально-экономических систем, а также для их взаимодействия с внешней средой.
Но сейчас, особенно в системе органов исполнительной власти, созрели новые задачи, а следовательно, и новые проблемы. Уже говорилось, что согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в этих органах вводится новая «осовремененная» структура. Федеральная гражданская служба использует рассмотренные три типа управления — линейное, функциональное и штабное, правда, со своими особенностями.
В любом министерстве все подразделения, осуществляющие базовые функции и укомплектованные специалистами, используют линейный (субординационный) тип; все подразделения, осуществляющие вспомогательные функции и укомплектованные обеспечивающими специалистами, используют функциональный (координационный) тип, а гражданские служащие, занятые в работе коллегий, различных советов, комиссий и др. используют штабной (субординационно-координационный) тип.
Естественно, в некоторых случаях применяются и другие организационные формы.
- Государственная служба США
- Гражданская служба Великобритании
- Публичная служба ФРГ
- Публичная службы Франции
- Оптимизация взаимодействия гражданского общества и государства
- Новые русские и корпоративный лоббизм
- Группы давления как форма социального лоббизма
- Место и роль организованных групп интересов
- Состояние и проблемы формирования гражданского общества
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу