Социальный статус и психологический диагноз
Исследование сиротства началось в нашей стране еще до революции 1917 г. В 1898 г. известным русским промышленником и меценатом, этнографом и социологом князем В.Н.Тенишевым (1843-1903) с целью изучения современной жизни крестьян Центральной России было создано Этнографическое бюро, которое просуществовало до 1901 г.
Основная задача созданного бюро – сбор этнографических сведений о крестьянстве и “городских жителях образованных классов”. Собранный материал уникален по своей научной значимости. Он дает достоверное представление о русской традиционной культуре на рубеже веков практически во всех аспектах ее функционирования: в социальной сфере, в духовной и материальной.
В 1897 г., когда проходила первая всероссийская перепись населения, разработаны программа и вопросник, охватывающие практически все стороны крестьянской жизни. Анкета рассылалась в центральные губернии России.
Опрашивались учителя, священники, писари, крестьяне, которые должны были за небольшую плату сообщать факты в соответствии с вопросами программы. Ответы, присылавшиеся с мест, составили архив кн. Тенишева, который находится в Русском этнографическом музее Санкт-Петербурга.
В программу включен был и вопрос об опеке. Крестьянин Новгородской губернии, отвечавший на вопросник, разосланный бюро, так описывает цели опеки: “Присмотреть за ребятишками, а то, пожалуй, избалуются, что и в пастухи не годны будут.
Креститься и молиться некому научить будет, а матюгаться и похабные песни петь сами спознают. …И настоящий хозяин есть над именьишком, так и то трудно уберечь. А ну-ка, оставь сиротское без призору, так, пока малыш-то растет, ничего и не будет, не к чему станет и гнезда прививать.
Ну, а как назначишь, значит, опеку, тогда все… Хоть всего не убережешь, а все что-нибудь да останется. Выйдут ребята путевые, глядишь, и есть к чему пристать”.
Изучение сиротства дореволюционными социологами позволило установить, что в сельской местности после известия о смерти родителя по приказанию старосты собиралась на сход вся община, где и выбирался опекун для сироты.
Сход назначал самого достойного человека. Корреспонденты из Орловской губернии называли опеку честью, оказываемой избираемому, и если от этой чести отказывались, “то и против воли могли назначить”. Возраст опекуна, видимо, не имел значения.
Самым молодым опекуном, по документам Тенишевского архива, был 16-летний мальчик-сирота, который при поддержке мира стал опекуном над своими малолетними братьями и сестрой. В ряде губерний опекун, не получая платы за труды, пользовался всеми доходами от имущества сироты.
Главная задача опекуна – приумножить имущество сироты. Часто имущество опекаемого переводилось в деньги, которые помещались в банк под проценты, “на депозит общества”. Из этих средств платили воспитателю.
В деревне Воротишино Самосорской волости Новгородской губернии единственный родственник малолетних сирот был пьяницей, поэтому общество продало имущество за 1000 рублей, положило деньги в банк и “за проценты надежный сосед держит детей у себя”.
Средний американец получает государственную пенсию 300-600 долларов США и в то же время имеет выплаты из дополнительного пенсионного фонда 3-4 тысячи долларов США, т. е. в соотношении 1:10.
Аргументы и факты. 1994. № 14.
Психологические исследования детдомовских детей свидетельствуют, что уровень развития внимания и памяти не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы.
Однако у них выявлены слабо сформированная картина мира, повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления.
Наиболее выражено снижение вербально – логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы “кто вам больше нравится?”, “что вы любите?” или “какое у вас настроение?” вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.
Полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и в интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года он с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать.
Почти 50% детей из домов малютки едва могут ходить и говорить, хотя объективно они абсолютно здоровы. У них нет никаких органических нарушений, задержка в развитии носит чисто психический характер.
Но у них нет и социальных условий для нормального взросления. Учеными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, значительно снижаются возможности для полноценного развития. Среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстает 46% обследованных в 1988 г. детей, а в психическом – 75%.
Взрослые часто отказываются от своих родительских функций, отдают детей в детские дома. Развивается новое явление – сиротство при живых родителях (http://parent.fio.ru).
Согласно другим данным, до 60% воспитанников Домов ребенка – дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55% отстают в физическом развитии, примерно 30% страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями.
Здоровыми считаются менее 5% сирот. В 85-92% случаев воспитанники детских домов не способны обучаться по школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10%.
В своем исследовании Э.А.Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности).
Повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций – получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта).
Исследование (2001), проведенное британскими статистиками, показало, что рожденные вне брака дети чаще умирают в течение первого года жизни. Уровень младенческой смертности среди внебрачных детей в 2000 году составил 6,6 на тысячу новорожденных.
Среди детей родителей, состоящих в браке, уровень смертности ниже – 4,8 на тысячу. Еще выше смертность – 8 на тысячу – среди детей, чьи родители жили раздельно на момент рождения ребенка.
Среди детей, имеющих только одного родителя, смертность также высока – 7,6 на тысячу. В целом в Великобритании в 2000 году родились более 600 тысяч детишек, причем 60,5% из них – вне брака. Для сравнения – средний уровень младенческой смертности в России в прошлом году составил 16 на тысячу новорожденных, что в 5 раз выше, чем в Швеции – стране, где гибнет меньше всего новорожденных.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления у детдомовцев отмечаются учеными в эмоционально-волевой сфере – в неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неуверенности в себе.
Многие дети, поступающие в детские дома и школы-интернаты, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию, и многое другое.
Ситуация развития для ребенка, имеющего опыт проживания в семье, усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением его в разного рода учреждения (приют, детский дом и т.п.). Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности.
Особого рвения в учебе детдомовцы, как правило, не выказывают. Грубые нарушения дисциплины выражаются в уходах (побегах), бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения. Для них характерны искажения в общении со взрослыми.
Так, к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется <способность не углубляться в привязанности>, поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности).
Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста.
У 20% детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов.
Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь.
Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа.
По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее.
Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).
Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются.
Отчужденность по отношению к другим принято именовать психологическим капсулированием (капсула – закрытость, замыкание на самого себя).
Состояние психологического капсулирования приводит к стремлению ребенка находиться в пределах усвоенных однажды стереотипов, не размыкать привычное социальное пространство и ограничиваться простейшими социальными ожиданиями и потребностями.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу