Развитие сенсомоторных функций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития, для которого характерны такие основные признаки, как проблемы коммуникации, сложности социального взаимодействия, наличие стереотипного поведения (ритуалов, повторяющихся движений и действий).
Социальное взаимодействие представляет для детей-аутистов особую сложность, отчасти это связано с коммуникативными проблемами, кроме того, с их поведенческими и иными особенностями. Дети с РАС не интересуются людьми и не понимают их, у них есть сложности в установлении зрительного контакта и социально-эмоциональной взаимности.
Помимо социальных, коммуникативных и поведенческих проблем, страдают так же интеллектуальные способности детей с РАС. Степень интеллектуальной недостаточности может быть разной, но, в любом случае, это становится источником проблем в обучении и приводит к различным видам дезадаптивного поведения.
Описанные признаки аутистического расстройства сопряжены с рядом особенностей состояния здоровья аутичных детей: судорожной активностью; проблемами со сном, питанием и пищеварением; слабым развитием общей и мелкой моторики; сенсорной чувствительностью и другими.
Отдельно хотелось бы остановится на сенсорных и моторных функциях, которые, на наш взгляд, являются своего рода фундаментом, отправной точкой в обозначенной коррекционной работе. У подавляющего большинства детей с аутизмом имеются нарушения сенсомоторной сферы, различающиеся по характеру и степени выраженности, которые зачастую и запускают цепочку так называемого «необычного поведения»: тики, тремор, застывание в одной позе, постоянные фразы или звуки, вычурные жесты, стереотипные движения (трясут руками, раскачиваются, прыгают, стучат по парте, щелкают пальцами и т. п.).
Результаты психолого-педагогического обследования
В результате обследования было установлено, что сенсомоторное развитие у всех детей не соответствует возрастной норме; имеются специфические нарушения, проявившиеся в расстройстве восприятия, несформированности межполушарного взаимодействия, несформированности пространственно-временных представлений, дисфункции правого полушария.
У всех испытуемых возникли трудности выполнения проб на оценку кинестетического праксиса, ошибки опознания и копирования предметных изображений (фрагментарно-хаотичное восприятие). Очень сложными оказались упражнения, связанные с пространственной ориентиров- кой (количественные, пространственные и временные представления;ощущение и познание собственного тела).
Анализ сенсомоторной сферы детей с расстройствами аутистического спектра показал несформированность сенсомоторной сферы и необходимость серьезных коррекционных мер, направленных на ее развитие, так как, только в этом случае, может идти речь о формировании всех других высших психических функций, по отношению к которым сенсомоторный уровень является базовым.
- Технологии психолого педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
- Психологическая поддержка семей воспитывающих трудных подростков
- Из истории психологии
- Руминации как последствие детской психологической травмы
- Алекситимия как проблема подготовки будущих педагогов
- Кризис четверти лет
- Профессиональное выгорание
- Основные проблемы гендерной идентификации современной молодёжи
- Особенности межличностных отношений трудных подростков со сверстниками
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу