Пропагандист, агитатор и организатор

Задолго до рождения слова «блоггер» в русском языке существовало слово «графоман», которое достаточно точно передает суть описываемого явления. Подавляющее большинство блоггеров — а их в интернете на­считываются десятки, а может, и сотни тысяч — за свое творчество денег не получают и никогда не получат.

С другой стороны, эта скорее вынужденная, чем добровольная, сво­бода от золотого тельца дает возможность блоггерам гордиться собствен­ной независимостью, которую не могут позволить себе традиционные средства массовой информации, вынужденные постоянно оглядываться на рекламодателей и инвесторов.

Идеологически подкованные блоггеры считают себя революционе­рами, способными изменить информационный ландшафт мира. Они ут­верждают, что традиционные СМИ либо намеренно, либо в силу своего невежества игнорируют важные события и социальные явления, напри­мер движение антиглобалистов.

Блоггеры же способны публиковать любую информацию, причем они не скрывают, что их материалы не свободны от личных оценок и пристрастий. Короче говоря, журналистика блоггеров по сравнению с привычными СМИ — это все равно что живопись импрессионистов по сравнению с греческими и римскими профилями в исполнении академи­ческих художников.

Интересно, что некоторые профессиональные журналисты-газет­чики, честно отрабатывающие свой хлеб и получающие зарплату, в сво­бодное от работы время также публикуют свои веблоги, которые позволяют им вести с читателями разговор без вмешательства начальников, редакторов и сотрудников рекламного отдела.

Из приведенной иллюстрации следует, что существует претензия на новую концепцию журналистики, и эта претензия обоснована по крайней мере ожиданиями публики. Стало быть, через блоггеров или мимо них действительно можно ожидать качественных системных из­менений не только в структуре СМИ, но и в культуре и философии средств массовой информации или системы массовой коммуникации.

Высказываются предположения, что однажды веблоги затмят тра­диционные СМИ.

Мы возвращаемся к тому, что я называю любительской журнали­стикой: созданной с любовью к процессу письма, без ожиданий финан­совой компенсации…

Честь создания первого веблога принадлежит, по мнению многих, Дейву Вайнеру, чей сайт-веблог Scripting News с 1997 г. рассказывал о новинках в области компьютерных технологий. Создатель первого веблога утверждает, что к 2007 г. веблоги как источник новостей обой­дут The New York Times.

Разбирая веблоги в жанровом ключе, невольно вспоминается под­вижнический журналистский труд Федора Михайловича Достоевско­го, выразившийся в популярном и глубоко авторском Дневнике писа­теля. Думается, что будущее у веблогов действительно есть, особенно в том случае, если их авторами будут ставиться задачи, хотя бы отдален­но приближающиеся по социальной значимости к задачам русской журналистики XIX века.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)