Показатели качества логистического обслуживания в торговле

Оценка эффективности логистического обслуживания заключается в сопоставлении фактических значений показателей качества обслуживания с плановыми (нормативными) значениями. Она может быть как качественной, так и количественной.

В качественной форме оценка предполагает ответ на вопрос – соответствует ли логистическое обслуживание по рассматриваемой совокупности свойств требованиям контрагентов, уступает им или превосходит их?

Оценка в количественной форме выражается числовым значением показателя качества логистического обслуживания.

При планировании как начальном этапе управления качеством логистического обслуживания принципиально важны взаимоотношения с контрагентами. Необходимо не только определить их состав и их потребности в логистическом обслуживании, но и предложить им варианты обслуживания с учетом затратных ограничений по принципу «цена – качество».

Все показатели эффективности логистического управления в торговле можно разделить на несколько групп:

  1. Удовлетворение потребностей контрагентов (поставщиков и потребителей) в качестве продукции и логистического сервиса.
  2. Использование инвестиций.
  3. Логистические издержки.
  4. Время циклов.
  5. Производительность.

В группу «Удовлетворение потребностей контрагентов в качестве продукции и логистического сервиса» входят такие показатели, как степень готовности поставщиков продукции, наличие возможности изменения параметров заказа, выполнение заказов в установленные сроки, полнота удовлетворения заказов, точность параметров заказа, количество возвратов, количество случаев отсутствия запасов и несогласованного повышения тарифов.

К группе показателей «Использование инвестиций», в свою очередь, относятся:

  • частота оборачиваемости оборотных средств;
  • средний уровень запасов;
  • объём инвестиций, вложенных в развитие логистической инфраструктуры;
  • объём и эффективное использование инвестиций, предназначенных для технологического обновления торгового предприятия.

К «Логистическим издержкам» необходимо отнести:

  • процент затрат на логистику в общем объёме расходов;
  • отношение затрат на закупку продукции к затратам на единицу продукции;
  • себестоимость продукции;
  • затраты, связанные с выполнением внутренней и внешней транспортировки;
  • затраты, связанные с качеством продукции (потери из-за несоответствующего качества продукции, возврат товаров, потери продаж и пр.);
  • затраты на складирование и переработку грузов; затраты, связанные с процедурой исполнения заказов и формированием партии поставки.

В группу показателей «Время циклов» включены такие временные параметры, как время цикла заказа, время логистического цикла, время пополнения запасов, время подготовки и комплектации заказа, время обработки заказов, время доставки заказа.

К группе «Производительность» относится:

  • количество обработанных заказов в единицу времени;
  • грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
  • логистические издержки на единицу продукции;
  • затраты на единицу объема продаж.

Отдельные стороны логистического процесса торговых предприятий могут иметь специфические показатели эффективности. Это и показатели работы склада / распределительного центра, и показатели эффективности внутреннего и внешнего транспорта, и показатели эффективности физического распределения.

Так, например, к показателям эффективности работы склада / распределительного центра можно отнести:

  • показатели интенсивности работы склада / распределительного центра (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки и пр.);
  • показатели эффективности использования складских площадей (вместимость склада / распределительного центра, полезная площадь, коэффициент использования вместимости, грузонапряжённость и др.);
  • показатели уровня сохранности грузов (число случаев несохранности, потери товара из-за ухудшения качества и др.);
  • финансовые показатели (расходы и доходы склада / распределительного центра, себестоимость хранения, производительность труда работников и др.).

К группе показателей, характеризующих эффективность использования транспорта, относятся:

  • коэффициент использования грузоподъёмности (грузовместимости) транспортного средства;
  • объём перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в определённый промежуток времени (час, смена, сутки и др.);
  • грузооборот на 1 тонну грузоподъёмности транспорта и т.д.

Показатели эффективности физического распределения используются для оценки технологии логистики:

  • скорость исполнения заказа;
  • скорость и надёжность доставки;
  • гибкость;
  • способность к немедленному удовлетворению возникающего спроса.

Необходимо отметить, что не существует универсальной системы показателей эффективности логистического обслуживания, так как различные логистические системы имеют свою специфику.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)