Периодизация русского вебмедиа

Для периодизации развития веб-изданий воспользуемся схемой, предложенной И. Давыдовым в докладе «Массмедиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуа­ции» (http://www.cjes.ru/lib/).

Историю российских интернет-СМИ автор доклада разбивает на четыре периода.

Первый период — от появления первых русских интернет-ресурсов (стоит отметить, что большинство из них разрабатывалось представи­телями русской диаспоры за рубежом, в первую очередь в Израиле и США) до конца 1998 г. Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством крупных игроков на рынке и их низкой активностью и, соответственно, невысоким уров­нем вложений в медийный сектор интернета.

Преобладающие ресур­сы в соответствии с классификациями, приведенными выше (в соот­ветствии с порядком классификаций): комментарийные и смешанные; авторские и смешанные; доминирующие игроки — отсутствуют.

Второй период1999 — начало 2000 г. Этот период характеризу­ется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в Государственную Думу РФ (19 декабря 1999 г.) и выборами Президента РФ (26 марта 2000 года).

В этот период в сети появился ряд новых участников, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в разви­тие интернет-СМИ. Было разработано и открыто большинство ин­тернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы рус­ского интернета. (Преобладающие ресурсы: новостные и смешан­ные, редакционные; доминирующие игроки — медийные и полити­ческие группы.)

Третий периодс начала 2000 г. Это период так называемого ин­вестиционного бума. Он характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые (в отличие от игроков, активных во второй период) не имели определенных интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным (прежде всего американским) венчурным капиталом.

Этот период характеризуется многочисленными попытками реализации в русском интернете примитивно понятой американской модели и развитием крупных информацион­ных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых порталами. (Преобладающие ресур­сы — новостные, редакционные; доминирующие игроки — те же, что и во втором периоде, плюс бизнес-группы.)

Четвертый период. Формальной датой начала четвертого периода можно считать 8 сентября 2000 г., когда стало известно о закрытии одно­го из наиболее амбициозных проектов, характерных для третьего перио­да, — портала «Поле.Ру».

В любом случае мы стоим на пороге четвертого периода, для которого, вероятно, будут характерны следующие черты: сохранение преобладания новостных ресурсов при возрастании значи­мости ресурсов комментаторского и смешанного типов, снижение влияния собственно бизнес-групп на медийный сектор.

Легко видеть, что эта периодизация основана на рыночных пара­метрах веб-медиа и практически не затрагивает изменения в художест­венном и технологическом языке представления информации.

Рынок приходит и уходит из интернета в зависимости от того, насколько в интернет можно делать деньги. Однако изменения интереса капитала к веб-медиа мало влияет на эволюцию интернет-журналистики, которая постепенно приобретает специфические профессиональные черты.

Действительно, от авторских новостных проектов и блогов произо­шел переход к вполне профессиональным чисто интернетовским и «сме­шанным» медиа. Профессиональная журналистика перестала чураться публикаций в интернете, а новая интернет-журналистика стала осваивать традиционное профессиональное журналистское мастерство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)