Модель функционального бюджета
В модели функционального бюджета расходы и доходы классифицируются по функциям (табл. 8). Когда формирование бюджета доходов и расходов производится по функциям (процессам), в соответствии с целями подразделений планируются: продажи; производство; снабжение или управленческая деятельность.
Функциональный бюджет – это такой вид бюджета, где расходы и доходы классифицируются по функциям:
- планирование по целям подразделения, которые включают в себя следующие виды планирования: продажа, производство, снабжение, деятельность управленческих подразделений;
- формирование консолидированного бюджета, где сводятся все бюджеты подразделения;
- формирование отчетов подразделения;
- сравнение результатов по подразделениям с расчетом отклонений;
- сравнение результатов в целом по предприятию;
- анализ полученных показателей.
Каждой структурной единице планируют доходы и расходы в виде бюджетов: бюджета продаж; бюджета производства; бюджета закупок; бюджета коммерческих расходов; бюджета управленческих расходов. Все бюджеты подразделений сводятся для формирования консолидированного бюджета.
При исполнении плана подразделения формируют отчеты: о продажах; о закупках; по производству; по коммерческим и управленческим расходам. Отчеты объединяются в консолидированный отчет предприятия. Осуществляется сравнение результатов фактических показателей с плановыми и рассчитываются отклонения. На основе анализа отклонений определяется степень достижения поставленных целей.
Сложность моделей бюджетов должна выбираться с учетом управляемости финансово-экономических показателей, их значимости и фактической динамики. Также при разработке функциональных бюджетов нужно добиться того, чтобы содержащейся в них информации хватило для консолидации финансовых бюджетов в части текущей деятельности.
Это все идет от того, что нарушается один из основных принципов организационного проектирования, который заключается в том, что первичными элементами системы являются функции/бизнес-процессы, а вторичными – подразделения, то есть исполнители этих функций. При построении системы бюджетирования компания хочет внедрить такие форматы бюджетов, которые позволили бы добиться сразу всех целей бюджетирования.
В итоге получается наслоение и путаница в информации, и ни одна из целей бюджетирования не достигается. То есть чаще всего при разработке форматов бюджетов идет только привязка к подразделениям. Такие объекты, как бизнес-процессы, вообще не принимаются во внимание, то есть получается смешивание разных функций.
Чтобы такого не происходило, нужно придерживаться следующего правила. Функциональные бюджеты составляются для консолидации финансовых бюджетов и для повышения эффективности бизнес-процессов, которым они соответствуют. Бюджеты ЦФО составляются для целей мотивации и ответственности подразделений за достижение финансово экономических показателей эффективности работы подразделений.
Эта информация нужна не для целей консолидации, а для контроля эффективности работы центров финансовой ответственности (ЦФО), оценки их деятельности и их мотивации. Очень часто этот принцип нарушается, и в итоге компания получает много проблем. Возможно, компания пытается еще и сэкономить на бумаге (и вроде как время тоже экономится) и не вводит, как может показаться на первый взгляд, ненужные функциональные бюджеты, но практика показывает, что такое мнение ошибочно.
В некоторых случаях бюджеты подразделений могут формироваться по существу, то есть в виде смет соответствующих затрат. Более высокий уровень построения бюджета предполагает сквозной характер бюджета по функциям.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу