Методы антикризисного управления
Переход из каждой предыдущей стадии в каждую последующую характеризуется изменением финансово-экономических обстоятельств и состояния СЭС.
Методология диагностики разных объектов изучается соответствующими дисциплинами и также зависит от поставленных перед диагностикой задач.
Свои особые методы диагностики используются, например, в финансово-экономическом анализе, бухгалтерском учете, оценочной деятельности, аудите и других видах исследований.
В общем виде можно выделить следующие типы диагностики:
- экспресс-диагностика (экспресс-анализ) обычно проводится нерегулярно в особых случаях, в случае необходимости быстро оценить состояние объекта интересов и включает такие методики, которые позволяют дать наиболее быстрый ответ на поставленные вопросы. Поэтому есть ограничение в выборе методик и подходов, что может отразиться на качестве и результативности диагностики;
- регулярный анализ (мониторинг) характеризуется повторяемостью, которая позволяет наиболее точно отследить динамику состояния объекта. Он проводится по ограниченному количеству показателей и, поэтому при разработке системы мониторинга в нее могут быть заложены методики диагностики, имеющие высокую точность и качество анализа. При этом имеются два основных недостатка: первый связан с ограниченностью состава контролируемых показателей, поэтому новая (неучтенная разработчиками) угроза может быть не обнаружена вообще. Существует достаточно
распространенное мнение, что экономисты готовятся только к «старым» кризисам, а кризис якобы всегда «новый». Возможно, это связано с тем, что «старые» известные факторы все же удалось заблокировать раньше, чем они привели к состоянию кризиса, и только «новые» факторы «проскочили через сито» мониторинга; - комплексный анализ характеризуется тем, что он требует всеобщего исследования состояния объекта диагностики. При этом отличительной особенностью комплексного анализа является то, что подробно исследуются не только все стороны внутреннего устройства и функционирования объекта (структура системы, используемые технологии, человеческие ресурсы и т.д.), но и взаимодействие объекта анализа с его внешней средой. Если объектом является экономика страны, то необходимо анализировать ее положение (преимущества, недостатки, особенности и т.п.) в мировой экономике; если объектом является фирма, то подлежит анализу ее положение в регионе и отрасли, ее внешние стейкхолдеры и их влияние и т.п.
Чем выше уровень диагностики, тем потенциально выше ее качество, обоснованность заключений и выводов, но и тем выше ее стоимость.
Проведение мониторинга текущего состояния объектов управления стало в настоящее время общепризнанным инструментом предупреждения кризисов. Главная цель мониторинга — обнаружить начало существенных изменений состояния объекта.
В общем виде мониторинг как инструмент управления требует предварительной грамотной разработки, которая включает следующие этапы:
- выявление рисков и угроз, которые потенциально представляют опасность кризиса;
- определение показателей, которые позволяют характеризовать риски количественно;
- определение допустимых, опасных, кризисных граничных значений указанных показателей.
Мониторинг в этом случае заключается в проведении периодического контроля значений указанных показателей и их сравнения с граничными значениями для определения развития (отсутствия развития) кризисных явлений.
Следует отметить специфические особенности диагностики и мониторинга в период посткризисного развития объектов.
К числу общих методов антикризисного управления относится планирование антикризисных мер. Так, на макроуровне примером применения данного метода является уже упоминавшиеся ранее Программы антикризисных мер, разработанные правительствами отдельных стран, на микроуровне — это планы восстановления платежеспособности конкретной организации (компании).
Рассмотрим общие методы антикризисного управления, применяемые для систем любого уровня в кризисном состоянии.
В этом состоянии может быть только две стратегии и, соответственно, два метода выхода из кризиса — ликвидация объекта или его восстановление для сохранения и дальнейшего осуществления бизнеса.
В первом случае выход из кризиса осуществляется внешними органами путем удаления из экономического пространства СЭС, которая не может конкурировать на рынке, обеспечить эффективность своей деятельности.
Во втором случае возможно либо самостоятельное восстановление (реабилитация) системы на основе ее внутренних механизмов обеспечения устойчивости, либо восстановление с помощью механизмов и ресурсов внешней среды.
Цивилизованная ликвидация подразумевает использование механизма деструкции с последующей утилизацией тех частей и ресурсов ликвидированной системы, которые еще могут быть использованы другими экономическими системами. Очевидно, что наиболее ценные ресурсы, которые сохраняются в случае разрушения систем любого уровня, — это человеческие ресурсы, люди с их опытом, квалификацией, навыками и возможностями развития. Возникают социально-экономические проблемы занятости освободившихся трудовых ресурсов.
Следует отметить, что реабилитация как метод выхода из кризиса не подразумевает воссоздания системы в полностью идентичном виде. Наоборот, обычно происходит смена базовых принципов работы, собственников, менеджеров, но в рамках прежней системы. С некоторой долей предположения можно считать, что великая депрессия 1929—1933 гг. привела к существенному преобразованию прежнего уклада и ввела новую модель более масштабного государственного регулирования рыночной экономики.
Еще одним общим методом антикризисного управления любыми объектами является метод заблаговременного накопления ресурсов — метод подушки безопасности. С одинаковым успехом этот метод применяется и на уровне экономики страны, и на уровне отдельной организации.
Главной функцией антикризисного управления сегодня является реализация комплекса превентивных мер по предотвращению кризиса, своевременному выявлению различных угроз, а также разработка программ адаптации к надвигающейся или возникшей угрозе на основе мониторинга финансово-экономического состояния СЭС, исследование важнейших параметров ее деятельности, корректировка или разработка модели ее функционирования на соответствующей стадии жизненного цикла.
- Варианты осуществления трансграничной процедуры в несостоятельности ЕС
- Финансовое законодательство о банкротстве
- Антикризисное управление в Южной Корее, Малайзии и Тайланде
- Антикризисное управление в Японии
- Международные подходы к определению целей и задач систем несостоятельности
- Роль государства в антикризисном управлении
- Презентация плана антикризисных мероприятий
- Условия разработки плана антикризисных мероприятий
- Агрегация и консолидация информации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу