Культура массовая

Массовая культура — культурная продукция в самом широком смысле слова — от произведений искусства до потребительских товаров и кулинарии, создаваемая и распространяемая профессионалами в расчете на потребление на коммерческой основе широкими массами людей вне зависимости от социального положения, пола, возраста, национальности и т. д.

Возникновение понятия «М. к.» тесно связано с критикой массового общества, с анализом новых технологий создания и распространения произведений искусства, с обличением индустрии культуры.

Хотя М. к. зарождается только в конце XIX столетия, ее истоки уходят в глубокое прошлое: можно вспомнить требование «хлеба и зрелищ», церковную культуру Средних веков, популярную беллетристику.

Интересно
Чрезвычайно широкое и практически повсеместное распространение М. к. в ХХ в. опирается на стремительное развитие средств массовой коммуникации и индустрии культуры: периодической печати, кинематографа, радио, телевидения, аудио- и видеозаписей, компьютерных сетей…

Ее формирование связывается с процессами модернизации общества, демократизацией и индивидуализмом, усложнением процессов производства, распространением рыночных отношений, ростом благосостояния основной массы населения.

В силу ряда конкретно-исторических причин (ослабление давления элит, многонациональный состав населения, бурный экономический рост и др.) «культура Макдональдса и кока-колы» и индустрия развлечений, в частности кинематограф, особенно интенсивно развивались в США и благодаря транснациональным корпорациям распространялись и распространяются на весь мир.

Вместе с тем М. к. с легкостью ассимилирует самые разнопорядковые элементы: латиноамериканские телесериалы, китайскую и итальянскую кухню, африканскую музыку, боевые искусства Востока, японские видеоигры.

В отличие от классической светской культуры Нового времени, функционировавшей исключительно в пределах образованных и обеспеченных слоев общества и основанной на установках просветительства, М. к. опирается на компенсаторно-развлекательные функции культуры, превращаясь в своеобразный механизм регулирования психики в условиях повсеместного усложнения процессов жизнедеятельности. Вместе с тем она и продолжает классические традиции, базируясь на жизнеподобии и стремясь к расширению своей аудитории.

В этом и ряде других аспектов М. к. в рамках ХХ в. противостояла модернистским и авангардистским направлениям, элитарной культуре. Поэтому закономерно, что марксистская и модернистская школы культурологии смыкались в однозначно негативной трактовке «буржуазной М. к.» как технологии «оболванивания масс».

Эта концепция была пересмотрена в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, лишившего противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)