Конкуренция за рынки сбыта

Конкуренция за рынки сбыта, за покупателя происходит в самых различных формах. Она выражается в создании покупателю более благоприятных условий для приобретения товаров, производимых фирмой, чем у других компаний. Такими условиями являются цена, сроки поставки, условия платежа, послепродажное обслуживание и др.

Основным условием эффективности конкуренции является достаточное количество продавцов и покупателей. По западным оценкам, число производителей однородной продукции должно колебаться в пределах 8–15, в противном случае рынок считается монополизированным.

Конкуренция в условиях выхода на рынок множества фирм, компаний и предприятий является основным фактором, вынуждающим предпринимателя, компанию постоянно искать пути повышения эффективности производства. Чтобы расти, выживать, надо постоянно предлагать новые товары, снижать издержки производства.

Дело в том, что каждый производитель выходит со своим товаром на рынок, имея определенные затраты на его производство. На рынке в соответствии со спросом и предложением устанавливается цена товара, выражающая общественно необходимые затраты труда. Из этого следует, что, чем меньше издержки производства индивидуального производителя по данному товару по сравнению с общественными, тем большую прибыль он получает, а следовательно, тем большую возможность имеет в плане завоевания рынка.

В этих условиях каждый товаропроизводитель стремится снизить издержки производства для того, чтобы выжить. Этого он достигает с помощью внедрения новейших технологий и техники в производство товаров.

Конкуренция осуществляется в двух формах (внутриотраслевая и межотраслевая). Внутриотраслевая конкуренция в основном сводится к сбиванию цен с целью вытеснения соперника. Межотраслевая конкуренция осуществляется за наиболее прибыльные сферы приложения капитала.

Интересно
В результате межотраслевой конкуренции происходит перелив капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли. Это в конечном итоге ведет к образованию средней нормы прибыли, одинаковой для всех отраслей производства.

В условиях свободного предпринимательства власть и капитал принадлежат одному собственнику: он единолично принимает решения на основе собственного опыта, интуиции. Предприниматель приспосабливается к воздействию рыночных сил, которые он не в состоянии контролировать.

В данном случае рынок представляет собой инструмент стихийного распределения экономических факторов производства – рабочей силы и капитала – между различными сферами их применения. На нем происходит оценка и оплата этих ресурсов: их оценка соответствует степени решения производственных задач, в которых они участвуют.

Доходы фирмы не могут в течение длительного времени превышать уровень, необходимый для компенсации усилий и вложенного предпринимателем капитала. Это обусловливается появлением новых фирм и конкуренцией с их стороны, поэтому для того, чтобы выжить, вырваться вперед, сохранить преимущество каждая фирма должна постоянно изыскивать что-то новое, предлагать покупателю новые товары и услуги.

Стремление к получению лучших условий для сбыта своей продукции предполагает систематическое осуществление инноваций в производство на основе использования новой техники и технологии1, что, в свою очередь, является исходным моментом, оказывающим воздействие на все стороны развития предприятий.

Совершенствование техники и технологии влияет не только на способ изготовления продукции, но и на процессы концентрации производства, его организацию. Дело в том, что технология предполагает наличие совместных знаний многих специалистов, а следовательно, вызывает и определенную их организацию.

Кроме того, известно, что для осуществления производства необходимы оборудование, инструменты, вычислительная техника и др., т. е. все вещественные вложения технологии. Для каждого уровня развития и применения технологии существует оптимальный размер производства, при котором наиболее рационально с экономической точки зрения сочетаются необходимые специалисты, соответствующая организация и нужный объем капиталовложений. И чем сложнее с технической точки зрения изготовление продукта, тем больше требуется первоначального капитала.

Для большинства нововведений необходимо, чтобы имелся достаточный капитал на период разработки и освоения, а это становится не по силам отдельным собственникам капитала, средств производства и в конечном итоге вызывает к жизни новые формы организации хозяйственной деятельности – корпорации, которые в значительной степени монополизируют производство и сбыт товаров.

Появление монополий существенно меняет характер конкуренции, она приобретает несколько иную окраску: имеют место система тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами, общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам, сговор и т. д.

В результате возникновения монополий рынки автомобилей, стали, химических товаров, алюминия и других ценных цветных металлов, электробытовых приборов, вычислительной техники, большинства пищевых продуктов промышленного изготовления, мыла, табака и др. поделены не между множеством мелких производителей, каждый из которых не может оказывать влияние на величину цены, а между небольшим количеством производителей, оказывающих значительное влияние на уровень цен и на объем производства и спроса.

Интересно
В ряде случаев рынки поделены между двумя – четырьмя очень крупными производителями. Так, например, США на долю четырех самых больших компаний приходится свыше 90 % продаж автомобилей на внутреннем рынке, 72 % продаж фотографического оборудования, 59 % продаж мыла и т. д.

При этом изменяется сам характер развития организации. Располагая огромными материальными и людскими ресурсами, монополия уже не может просто следовать за рынком, как это имеет место в условиях свободного предпринимательства. Она стремится влиять на характер складывающегося спроса и предложения на рынке, прогнозировать его развитие. Это приводит к необходимости планирования хозяйственной деятельности внутри корпорации.

Экономическое развитие корпорации происходит на основе развитой системы планирования, которая охватывает все стороны ее хозяйственного и производственного развития. Это позволяет ей организовать производство в соответствии с требованиями рынка и тем самым получить возможность влиять на ценообразование на рынке. Так, например, около 100 самых крупных компаний контролируют почти 50 % промышленных активов США.

В США существует несколько видов корпораций:

  • частные корпорации, такие как «Ford Motors Company» (организуются и управляются частными инвесторами);
  • общественные корпорации, такие как FDIC и FSLIC (организуются и управляются с помощью правительства);
  • смешанные корпорации, такие как «Amtrak» (организуются и управляются с участием правительства и частных инвесторов).

Чем крупнее фирма, тем больше ее влияние на установление цен и издержек производства. Она также становится менее зависима от внешнего вмешательства. На мелком предприятии с несложным производством власть исходит от собственника капитала на средства производства. В крупной высокоорганизованной фирме власть переходит к самой организации – к техноструктуре корпорации, члены которой не являются собственниками ее финансовых и материальных ресурсов.

Примерами являются «General Motors», «General Electric», «Unilever», IBM. Здесь власть акционеров практически равна нулю.

Вознаграждение членов техноструктуры напрямую зависит от их профессионализма, а не от рынка, как это имеет место в условиях свободного предпринимательства. Отсюда большая дифференциация в оплате труда. Это, конечно, является мощным стимулом для высокопроизводительного труда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)