Классификация и структура региональной гражданской службы
Обычно структура государственной власти является политической и организационной базой для формирования структуры гражданской службы как профессиональной административной (аппаратной) деятельности. Учитывая это, можно предложить следующий вариант структурирования гражданской службы субъектов Федерации.
Формирующаяся гражданская служба субъектов Федерации вполне дифференцируется по трем критериям (основаниям): по территориально-национальному принципу, по уровням власти и по ветвям власти.
Соответственно этому можно предложить следующую классификацию:
- по территориально-национальному принципу — гражданские службы: 55 русских краев и областей, двух русских городов федерального значения, 21 национальной республики, одной автономной области и девять автономных округов;
- по уровням государственной власти (по вертикали) — гражданские службы: региональные, районные;
- по ветвям государственной власти (по горизонтали) — гражданские службы: законодательной, исполнительной, судебной и других органов власти (рис. 9).
По уровням государственной власти (по вертикали) в каждом субъекте Федерации пока что целесообразно различать региональную и районную гражданские службы. При этом нужно подчеркнуть, что структура районных аппаратов органов исполнительной власти, по мере формирования, почти один к одному повторяет основную структуру аппаратов органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Если же брать внутреннее строение гражданской службы субъектов Федерации, то горизонтальная структура здесь выстраивается по четырем ветвям власти и включает соответственно аппараты законодательной, исполнительной, судебной и других органов власти.
Поскольку законодательные органы некоторых субъектов Федерации (например, республик Башкортостан, Карелии, Саха (Якутии) и др.) имеют двухпалатную структуру, то и гражданские службы здесь также разделяются по этим палатам (табл. 11).
Из-за бедности многих субъектов Федерации их законодательные органы формируются по смешанной системе: часть депутатов оплачивается государством, а другая — ведет работу на общественных началах.
Гражданская служба законодательных органов субъектов Федерации испытывает наибольшие трудности в своем становлении. Дело в том, что прежняя вертикаль законодательной власти в стране разрушена, каждый уровень (федеральный, региональный, районный) и каждый законодательный орган здесь функционируют совершенно самостоятельно.
Государственные аппараты законодательных органов большинства субъектов Федерации пока численно невелики (30-40 человек) и имеют обычно по четыре-пять отделов: организационный, юридический, информационно-аналитический, хозяйственный и общий (иногда протокольный). В некоторых субъектах Федерации аппараты законодательных органов достаточно многочисленны и способны в должной мере обеспечить исполнение полномочий своими депутатами (Москва, Московская область, Татарстан, Башкортостан и др.).
- подготовка и проведение сессий законодательных органов, заседаний депутатских комитетов, депутатских слушаний, круглых столов и других депутатских мероприятий;
- участие в разработке проектов нормативных актов и проверке исполнения принятых решений;
- учет и систематизация правовых актов;
- планирование работы;
- анализ социально-экономического положения в регионе;
- изучение общественного мнения;
- документационное обеспечение депутатов и ведение делопроизводства;
- рассмотрение писем и обращений населения;
- финансовое и хозяйственное обеспечение деятельности законодательных органов;
- обеспечение взаимодействия с органами исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.
Среди четырех ветвей региональной гражданской службы наиболее многочисленной является гражданская служба исполнительной власти. До начала реформ 1990-х гг. аппаратные структуры исполкомов региональных советов народных депутатов были стабильными и унифицированными.
С началом этих реформ и ликвидацией советской власти численность региональных аппаратных структур и численность их персонала резко возросли (табл. 12).
Гражданская служба исполнительной власти включает:
- гражданскую службу первых руководителей исполнительной власти субъектов Федерации;
- гражданскую службу Правительства субъектов РФ;
- гражданскую службу региональных отраслевых органов исполнительной власти субъектов Федерации;
- гражданскую службу региональных органов федеральных министерств и ведомств, которые находятся на региональном бюджете (культура, труд, архитектура и др.).
Гражданская служба судебной власти состоит из гражданской службы уставного (конституционного) суда субъекта Федерации и мировых судей (табл. 13).
Судебная власть пока очень плохо взаимодействует с местным самоуправлением. Но Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (1997 г.) уже наметил основные положения концепции местной судебной власти, что, несомненно, является позитивным моментом. Ведь местное самоуправление без местного суда обычно не функционирует.
На региональном уровне так же, как и на федеральном, имеются еще и иные (другие) органы власти, которые приобретают немаловажное значение (табл. 14).
Гражданские службы региональных органов федеральных министерств и ведомств, которые находятся на федеральном бюджете (военные комиссариаты, управления внутренних дел, управления здравоохранения и др.), а также гражданские службы региональных судов общей юрисдикции, гражданские службы региональных арбитражных судов и гражданские службы региональных прокуратур формально не входят в состав гражданских служб субъектов Федерации, но находятся на территории этих субъектов и обеспечивают решение многих их задач.Таким образом, система гражданской службы субъектов Федерации строится на балансе двух начал — унитарного и федеративного, крайне необходимых для успешного функционирования большого по территории и многонационального по составу российского государства. Государство и общество в состоянии успешно решать все свои основные задачи лишь при наличии постоянного высокопрофессионального и энергичного государственного аппарата.
Оптимальные структуры государственных аппаратов субъектов Федерации — залог их компетентной и эффективной деятельности.
- Государственная служба США
- Гражданская служба Великобритании
- Публичная служба ФРГ
- Публичная службы Франции
- Оптимизация взаимодействия гражданского общества и государства
- Новые русские и корпоративный лоббизм
- Группы давления как форма социального лоббизма
- Место и роль организованных групп интересов
- Состояние и проблемы формирования гражданского общества
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу