Государственное регулирование оценочной деятельности
Согласно определению, данному А.В. Верхозиной: «регулирование оценочной деятельности – система мер и процедур, направленных на повышение качества оценочных услуг и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков ( саморегулирование или государственными органами (государственное регулирование), или совместно».
К сфере государственного регулирования оценочной деятельности можно отнести принятие лицензирующий органом, стандартов оценки некоторых видов объектов, необязательных к применению. Так некоторые методические рекомендации (например «Методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности») не носят обязательный характер, но являются рекомендательными к использованию.
Однако, стоит отметить, меры государственного регулирования оценочной деятельности, направленные на защиту прав и интересов граждан в ходе осуществления оценочной деятельности, что вытекает из сути лицензирования оценочных услуг, кроме того в функции государственного регулирования входят задачи администрирования деятельности лицензиатов (учет, выдача, приостановления или прекращения лицензий), проведение проверок, инспекция отчетов.
Кроме того, в функции лицензирующего органа переданы также государственные контрольные функции- экспертиза отчетов об оценке.
Смысл контрольных функций заключается в осуществлении функций органа исполнительной власти. Такие отношения носят не равный характер, (контролируемый субъект оценочной деятельности не может устанавливать свои условия взаимоотношений с государственным органом), но в то же время, по принципу административного права государственный орган должен устанавливать равные правила для всех контролируемых субъектов.
Государственный орган исполнительной власти вправе производить решения – применять меры воздействия на субъектов управления, давать указания, требовать объяснений и пр.
Значительный спектр отношений, связанных с регулированием оценочной деятельности связан с функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Основными инструментами регулирования деятельности по оценке (согласно А.В. Верхозиной) являются:
- лицензирование
- система Стандартов;
- система сертификации качества услуг;
- унификация учебных программ по подготовки оценщиков;
- создание условий для развития и становления саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков;
- организация процесса включения процедур и методов профессиональной оценки в общее законодательство;
- контроль за исполнением законодательства в области оценки.
Одной из существующих проблем в области правового регулирование оценочной деятельности, является неподготовленность российской правовой системы к терминологии, методологии профессиональной оценки.
Дело в том, что стандарты и законодательство по оценке стран с развитой рыночной экономикой представляют собой достаточно гибкий инструмент. Так оценщики имеют механизмы отхода от стандартов в проведении оценочных работ.
Специфика оценочной деятельности, как работы требующей не всегда стандартных подходов к объектам и целям оценки, носящей исследовательский характер и требующей, особенно в российских условиях, гибкости в методологии и свободы оценщика в выборе путей проведения оценки, не может регулироваться жесткими законами и стандартами.
Общая правовая традиция России, с одной стороны, жестко требующая выполнения буквы закона и диалектически отраженная тенденция к бесконечному поиску несовершенств в законе и путей его обхода не совсем совместима с профессиональным самосознанием оценщиков в зарубежных странах и основной целью регламентационных актов- повысить качество и профессионализм оценщиков, сконцентрировать профессионализм оценщиков а не жестко регулировать их деятельность и создавать ситуации вечного противоречия между законом и практикой его применения.
Необходимость государственного регулирования оценочной деятельности возникла в России в связи с переходным периодом.
В традиции регулирования присутствует насаждение сверху института оценочной деятельности, в целях быстрейшего формирования оценочной деятельности в РФ.
Так с 1997 года приватизация в РФ признается возмездным процессом, а для адекватного определения стоимости, пополнения бюджета и не допущение приватизации высокодоходных предприятий за бесценок необходимы, развитые оценочные отношения, с участием государства в их становлении для защиты собственных интересов.
- Судебная практика в отношении оценочной деятельности
- Саморегулирование оценщиков
- Случаи обязательного проведения оценки
- Оценка при национализации имущества
- Обязательность проведения оценки при вовлечении в сделку публичных объектов оценки
- Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности
- Личные неимущественные права
- Ноу-хау
- Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу