Формы проблемного обучения и способы его организации
Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры.
Различают три основные формы проблемного обучения:
- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;
- самостоятельная исследовательская деятельность.
Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации. Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий обучающихся по разрешению соответствующего противоречия. Создание разных вариантов практических обстоятельств помогут создать проблемные ситуации на уроке.
Выделяют три основных способа их создания:
- прием ключевых слов;
- прием загадки-интерпретации;
- выполнимое/невыполнимое действие.
Прием ключевых слов основан на рефлексии обучающимися того, что им уже известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им еще неизвестно. Этот прием обеспечивает возникновение вопроса, что составляет обязательное условие проведения индуктивного исследования.
Характерной особенностью приема выполнимое/невыполнимое действие является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым. Но в процессе его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления.
Формулировка проблемы. Далее педагог дает четкую формулировку проблемы. При правильной постановке проблемной ситуации у обучающихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.
Доказательство или опровержение гипотез. Обучающимся обязательно предлагается обосновать гипотезу и доказать ее, проверить, насколько она соответствует исходным условиям проблемной ситуации.
Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).
Воспроизведение нового материала (выражение решения). В дальнейшем закрепление полученных знаний может осуществляться как по традиционной схеме — с применением репродуктивных методов, так и снова в рамках проблемного обучения (вернее, с элементами проблемного обучения) — путем видоизменения условий исходной проблемной ситуации.
- Группы моделей инновационного обучения
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу