Общие сведения о ювелирных товарах

К ювелирным изделиям (от голл. juwel – драгоценность) относят изделия, изготовленные из сплавов драгоценных металлов, драгоценных и других ювелирных камней с использованием различных видов художественной обработки и применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа, для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов.

Изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами, со вставками из недрагоценных ювелирных камней или без них и выполняющие аналогичные функции, относят к изделиям ювелирной галантереи. Наиболее широкое применение в ювелирном производстве находят следующие драгоценные металлы – золото, серебро, платина, палладий.

В ювелирном производстве драгоценные металлы используются в виде сплавов с другими металлами.

Содержание чистого золота, серебра, платины, палладия в сплавах определяет проба, которая ставится на каждом изделии из сплава драгоценного металла. В соответствии с метрической системой мер, метрическая проба показывает число массовых частей чистого драгоценного металла, содержащегося в 1000 массовых частях сплава.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 “О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов” в Российской Федерации для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов устанавливаются следующие пробы:

  • платиновая: 950 (девятьсот пятидесятая), 900 (девятисотая), 850 (восемьсот пятидесятая);
  • золотая: 999 (девятьсот девяносто девятая), 958 (девятьсот пятьдесят восьмая), 750 (семьсот пятидесятая), 585 (пятьсот восемьдесят пятая), 500 (пятисотая), 375 (триста семьдесят пятая);
  • серебряная: 999 (девятьсот девяносто девятая), 960 (девятьсот шестидесятая), 925 (девятьсот двадцать пятая), 875 (восемьсот семьдесят пятая), 830 (восемьсот тридцатая), 800 (восьмисотая);
  • палладиевая: 850 (восемьсот пятидесятая), 500 (пятисотая). В соответствии с техническими требованиями ГОСТ Р 53197-2008 “Ювелирные изделия. Пробы сплавов на основе драгоценных металлов” (дата введения – 01.01.2010 г.) допуски в сторону уменьшения проб запрещены.

Во многих странах принята и продолжает действовать каратная система проб. По этой системе чистое золото имеет пробу 24 карата (табл. 3.3).

Химический состав сплавов драгоценных металлов, применяемых в ювелирной промышленности, должен соответствовать ГОСТ 30649–99 “Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки”. Сплавы золота каждой пробы могут различаться цветовым тоном в зависимости от процентного состава, входящих в сплав компонентов. В практике наиболее часто применяют следующие названия – желтое, белое, красное, зеленое золото.

Чистое золото имеет ярко желтый цвет, плотность 19,3 г/см, температуру плавления 1063 °C, твердость по Бринеллю 25 кгс/мм. Обладает высокой химической стойкостью (не растворяется в концентрированной азотной и серной кислотах), хорошими технологическими свойствами: пластичностью, ковкостью, текучестью. В ювелирном производстве в чистом виде золото применяется только для декоративного покрытия – золочения и изготовления сусального (тонколистового) золота.

Серебро имеет ярко-белый цвет, плотность 10,5 г/см, температуру плавления 960,5 °C, твердость по Бринеллю около 25 кгс/мм. На воздухе под действием сероводорода серебро окисляется, покрываясь темным налетом, растворяется в азотной и концентрированной серной кислоте. Для изготовления ювелирных изделий применяют двухкомпонентные сплавы с медью. Все серебряные сплавы одинаковы по цвету.

Платина имеет бело-серый цвет, плотность 21,5 г/см, температуру плавления 1773,5 °C, твердость по Бринеллю около 50 кгс/мм. Отличается чрезвычайно высокой химической стойкостью. Из-за высоких температуры плавления и стоимости, платина в меньшей степени находит применение для изготовления ювелирных изделий. В основном ее применяют для изготовления оправ под бриллианты.

Палладий относится к металлам платиновой группы, имеет более светлую окраску, чем платина, плотность 12,0 г/см, температуру плавления 1554,5 °C, твердость по Бринеллю около 52 кгс/мм.

Ювелирные изделия изготавливают штамповкой, литьем, монтировкой. Под монтировкой понимают процесс соединения отдельных деталей изделий путем пайки, сварки, клепки. В ювелирном производстве применяют различные виды отделки изделий: чеканку, травление, гравировку, чернение, филигрань (скань), зернь, золочение, родирование, финифть.

Чеканка представляет собой процесс формирования на поверхности листового металла сложного рельефного рисунка тематического содержания с помощью ударов по специальным стальным стержням (чеканам).

Травление – нанесение на поверхность изделия изображения с помощью кислот и щелочей.

Гравировка (от нем. gravieren, франц. graver – вырезать на чем-либо) – представляет собой вырезание рисунка (изображения, орнамента, надписи) на поверхности изделия острым резцом.

Чернение представляет собой заполнение глубоко гравированного рисунка сплавами соединений различных химических элементов, придающих рисунку темный цвет с синеватым отливом.

Филигрань (или скань) – это кружевной металлический узор, выполненный из свитых в жгутик или сплющенных в виде ленточки двух-трех проволочек. Иногда его обогащают зернью, которая представляет собой декоративный элемент на изделии в виде мелких напаянных металлических шариков.

Миниатюрная живопись, выполненная по эмали, получила название финифть.

Золочение и родирование представляют собой процесс нанесения на поверхность ювелирных изделий покрытий на основе золота или родия, соответственно, в декоративных целях и для повышения коррозионной стойкости изделий.

Родий относится к металлам платиновой группы, имеет серебристый цвет и очень высокую химическую стойкость. Обычно его используют для покрытия серебряных изделий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 “О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов” допускается покрывать слоем родия ювелирные и другие бытовые изделия из сплавов белого золота, серебра или платины при условии, что эти изделия клеймятся, как золотые, серебряные или платиновые, соответственно. Слоем золота допускается покрывать ювелирные и другие бытовые изделия из серебра. Указанные изделия клеймятся, как серебряные. Требования к толщине покрытия и пробе золота в покрытии установлены ГОСТ Р 53196-2008 “Ювелирные изделия. Покрытия сплавами на основе золота”. Проба сплавов на основе золота в позолоте должна быть не менее 585. Фактическая толщина нанесенного покрытия из чистого золота должна быть менее 0,5 мкм. Толщина покрытия сплавом золота 750 пробы должна быть менее 0,835 мкм, толщина покрытия сплавом золота 585 пробы должна быть менее 1,2 мкм.

Основным украшением ювелирных изделий и материалом для камнерезных художественных изделий служат природные и искусственные, прозрачные, просвечивающиеся или непрозрачные цветные камни.

Природные камни образуются без вмешательства человека и могут быть минерального и органического происхождения.

К природным камням минерального происхождения относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, гранат, горный хрусталь, бирюза, топаз, яшма, малахит и др. Первые пять природных камней относят к группе драгоценных камней за их редкость, высокую твердость, красивый внешний вид.

К природным камням органического происхождения относят жемчуг, янтарь, перламутр, коралл. Природный жемчуг в естественном и обработанном виде также относят к драгоценным камням.

Весовой единицей драгоценных камней является карат (международное сокращение – ct), который равен 0,2 г. Весовой единицей природного жемчуга является гран (/карата).

К искусственным камням относятся кристаллические продукты полностью или частично произведенные человеком и не имеющие природных аналогов (фианит, иттрий-алюминиевый гранат) или имеющие тот же состав, структуру и свойства, что и природные камни (синтетические рубин, сапфир, изумруд, гранат, муассанит и др.) или имитирующие внешнее сходство, но не обладающие физико-химическими свойствами и структурой природных и синтетических камней или составные камни. К составным относятся камни, которые составлены физическим или химическим способом из двух и более частей, например гранат – стекло – дуплет, в котором верхняя часть – гранат, а нижняя – стекло.

Ювелирные камни различаются твердостью, плотностью, блеском, прозрачностью, светопреломлением, цветом и другими свойствами.

Твердость ювелирных камней традиционно определяется по шкале Мооса. Она состоит из десяти природных минераловэталонов, расположенных в порядке возрастания их относительной твердости от одного до десяти: 1 – тальк; 2 – гипс; 3 – кальцит; 4 – флюорит; 5 – апатит; 6 – ортоклаз (полевой шпат); 7 – кварц; 8 – топаз; 9 – корунд (рубин, сапфир); 10 – алмаз. Метод определения твердости основан на способности твердых минералов оставлять царапину на поверхности менее твердых образований. Каждый из этих минералов оставляет царапину на предыдущем и царапается последующим. Если определяемый минерал оставляет царапину на предыдущем и царапается последующим из приведенных эталонов, ему присваивается промежуточная твердость, например, 8,5.

К оптическим свойствам ювелирных камней относят цвет, прозрачность, блеск, преломляемость световых лучей с различной длиной волны, плеохроизм, астеризм, люминесценцию. Они имеют существенное значение при эстетической оценке качества ювелирных камней.

Степень избирательного поглощения ювелирным камнем проходящих через него световых лучей соответствующей длины волны характеризует соответствующую окраску (цветовые тон, оттенок, насыщенность) ювелирного камня.

Способность поверхности ювелирного камня отражать световые лучи характеризует его блеск.

Способность камня возвращать в глаз наблюдателя цветные лучи, образовавшиеся в камне при разложении прошедшего в него белого света на спектральные составляющие, называется сверкание (бриллианция) и зависит от дисперсии (различия) показателей преломления для составляющих видимого спектра.

Изменение цветового оттенка ювелирного камня в проходящем через него свете, в зависимости от его ориентации в пространстве, называется плеохроизмом.

Астеризм представляет собой оптический эффект проявления звездообразной фигуры на поверхности, ювелирного камня, обработанного с образованием сферической или другой выпуклой криволинейной поверхности, при его освещении. Он обусловлен отражением света от включений в камне, ориентированных вдоль определенных кристаллографических направлений.

Люминесценция – способность ювелирного камня светиться в диапазоне видимого света.

Для наиболее полного проявления присущих ювелирным камням оптических свойств, способных вызывать соответствующее зрительное ощущение, придания им соответствующей формы, ювелирные камни подвергают огранке, шлифовке и полировке. Ювелирным камням, обладающим явлением астеризма (звездчатый рубин, звездчатый сапфир, некоторые виды кварца, шпинель), придают гладкую криволинейную поверхность, соответствующего радиуса кривизны, имеющую одинаковые геометрические размеры относительно оси симметрии. Такая форма поверхности ювелирного камня, носит название кабошонной или “кабошон”.

Огранка ювелирного камня подразумевает процесс нанесения на поверхность камня плоских граней, ограниченных замкнутым контуром, состоящим из ребер.

Вид огранки ювелирных камней определяется формой и типом огранки. Основными элементами огранки ювелирного камня являются “корона”, “площадка”, “павильон”, “калетта”, “рундист”. Верхняя часть ограненного ювелирного камня, состоящая из одного или более рядов граней, называется “корона”. Наибольшая по площади верхняя единичная грань, расположенная в центре короны, называется “площадка”. Нижняя часть ограненного ювелирного камня, состоящая из одного или более рядов граней, называется “павильон”. Самая нижняя часть павильона в виде точки (шипа), грани или килевой линии, называется “калетта”. Часть поверхности ограненного ювелирного камня, определяющая его форму в плане и расположенная между короной и павильоном, называется “рундист”.

Форма огранки определяется формой контура рундиста в плане. Ювелирные камни по форме огранки разделяют на круглые и фантазийные.

Самыми распространенными фантазийными формами огранки являются овал, груша, маркиз (челновидная), сердце, изумруд (прямоугольная со скошенными углами), квадрат, багет (прямоугольная или трапецевидная), принцесса (прямоугольная), триллиант (треугольная), радиант (восьмиугольная).

В соответствии с правилами международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу (CIBJO), за базовую форму бриллиантов, принята круглая форма контура рундиста.

Форма граней и их взаимное расположение определяет тип огранки. Различают следующие типы огранки ювелирных камней: бриллиантовую, клиньевую, ступенчатую, смешанную.

При бриллиантовой огранке, верхняя часть камня (корона) имеет площадку в виде правильного многоугольника (как правило, восьмиугольника) с тремя рядами граней. Основные грани короны имеют форму ромба, верхние и нижние грани короны, примыкающие к площадке и рундисту, соответственно – треугольную (клиновидную) форму. Нижняя часть (павильон) камня, как правило, имеет два ряда граней. Основные грани павильона имеют форму ромба. Верхние грани павильона, примыкающие к рундисту, – форму треугольника (клина).

Разновидность бриллиантовой огранки, при которой площадка сведена в точку, а корона и павильон имеют не менее четырех рядов граней с общим количеством граней свыше 56, называется “роза”.

Разновидность бриллиантовой огранки, при которой и корона и павильон состоят из рядов граней имеющих треугольную форму (клиновидную), называется клиньевой.

Ступенчатая огранка – тип огранки, при которой основные грани короны и павильона имеют форму прямоугольников либо трапеций, расположенных рядами (ярусами) в виде ступеней, а их горизонтальные ребра параллельны площадке и плоскости рундиста.

Смешанная огранка представляет собой огранку, сочетающую в себе элементы клиньевой и ступенчатой.

Виды огранки могут иметь модификации (разновидности), под которыми понимается количество и взаимное расположение граней, а также вариации различных видов огранки, например круглый семнадцатигранный, круглый пятидесятисемигранный, “багет” прямоугольный и трапецевидный двадцатипятигранный, “багет” прямоугольный и трапецевидный тридцатитрехгранный, “триллиант” пятидесятидвухгранный, “принцесса” пятидесятисемигранная и девяностосемигранная и др.

Основными классификационными признаками драгоценных камней являются масса, цвет, чистота, огранка. Эти же признаки являются ценообразующими факторами.

Классификация бриллиантов, технические требования к параметрам их огранки, обозначение и индексация бриллиантов установлены в ГОСТ Р 52913–2008 “Бриллианты. Классификация. Технические требования”.

По массе бриллианты разделяют на мелкие (до 0,29 карата включительно), средние (от 0,30 до 0,99 карата включительно) и крупные (от 1,00 карата и более). Масса бриллиантов измеряется с точностью до двух знаков после запятой, без округления в сторону увеличения, если второй и третий знаки после запятой равны 9, например: 0,299 = 0,29 карата; 0,999 = 0,99 карата.

В зависимости от оттенка цвета, его тональности и насыщенности бриллианты в соответствии с ГОСТ Р 52913–2008 подразделяют на бесцветные, с оттенками разной насыщенности, окрашенные (желтые с оттенками разной насыщенности, коричневые с оттенками разной насыщенности), фантазийные (со значительным присутствием цвета при просмотре бриллианта через площадку или же с цветом, отличным от желтого, коричневого, серого при сравнении с бриллиантом – образцом по цвету).

С учетом групп массы и видов огранки бриллианты подразделяют на группы цвета. Под группой цвета понимается профессионально определенное местоположение бриллианта на шкале классификации по цвету. Мелкие (круглые семнадцатигранные) бриллианты подразделяются на четыре группы цвета (1, 2, 3, 4). Мелкие (других видов огранки) бриллианты подразделяются на семь групп цвета (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7). Средние и крупные бриллианты подразделяются на семнадцать групп цвета (1, 2, 3, 4, 5, 6, 6–1, 7, 8–1, 8–2, 8–3, 8–4, 8–5, 9–1, 9–2, 9–3, 9–4). Цифра “1” означает наиболее высокую группу цвета бриллианта (бесцветные высшие).

В зависимости от характеристики внутренних и внешних дефектов, степени их проявления и места расположения в объеме бриллианта, а также от видов огранки и групп массы, бриллианты подразделяют на группы чистоты. Группа чистоты представляет собой профессиональную оценку чистоты бриллианта, основанную на размере, количестве, расположении дефектов и их отражений, а также на виде (яркие, темные, бесцветные, окрашенные), природе (кристалл, трещина) и типе включений (точечное, рассеянное, плоское, компактное) в соответствии со шкалой классификации. Мелкие (круглые семнадцатигранные) бриллианты подразделяются на шесть групп чистоты (1, 2, 3, 4, 5, 6). Мелкие (других видов огранки) бриллианты подразделяются на девять групп чистоты (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Средние и крупные бриллианты подразделяются на тринадцать групп чистоты (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7а, 8, 9, 10, 11, 12). Цифра “1” означает наиболее высокую группу чистоты бриллианта (без внутренних и внешних дефектов).

Параметрами качества огранки бриллиантов являются: геометрические параметры, пропорции, симметрия, полировка. В зависимости от качества огранки бриллианты подразделяют на группы огранки: А, Б, В, Г. Буква “А” означает более совершенные параметры качества огранки.

Для условного обозначения драгоценных камней применяют буквенно-цифровые индексы, которые отражают форму огранки, количество граней, группу качества огранки, группу цвета, группу чистоты и массу камня в каратах. Например, бриллиант круглой формы с количеством граней 57, группы огранки А, группы цвета 2, группы чистоты 3, массой 0,89 карат, должен иметь следующее обозначение Кр-57А, 2/3, масса 0,89 кар., а бриллиант треугольной формы клиновидной огранки (триллиант) с количеством граней 52, группы огранки В, группы цвета 3, группы чистоты 4, массой 0,65 карат, должен иметь следующее обозначение Т-52В, 3/4, масса 0,65 кар.

Часть ювелирного изделия, служащая для удержания ювелирного камня, называется “оправа”.

Наибольшее распространение получили следующие виды оправ: крапановая, корнеровая, кармезиновая, ободковая или царговая, глухая, рельсовая.

В крапановой оправе ювелирный камень удерживается при помощи крапанов (отдельных стоек с лапками).

Корнеровая закрепка – вид закрепки ювелирного камня, при котором камень помещается в специальное гнездо и закрепляется в нескольких точках за счет корнеров (частиц металла сферической формы), выделенных из окружающего металла.

Разновидностями корнеровой оправы являются оправа “каре”, “фаденовая”, “тиктовая”, “паве”.

В оправе “каре” камень вставляют в квадратную пластину и удерживают четырьмя корнерами.

В фаденовой оправе ювелирные камни закрепляются корнерами в длинной полосе металла так, что они почти соприкасаются рундистами.

В тиктовой оправе ювелирные камни располагаются не в полосу, а в несколько рядов. Каждый камень удерживается двумя равномерно прижатыми к нему противоположными полушаровыми головками корнеров. Поверхность ювелирного изделия с тиктовой оправой и оправой “паве”, представляет собой густо покрытую ювелирными камнями поверхность, напоминающую “брусчатку”. Рундисты камней соприкасаются друг с другом вплотную и удерживаются в клиновых промежутках закрепочными корнерами.

В глухой оправе камень удерживается в гнезде вертикальными стенками металла. Как правило, так крепятся непрозрачные камни огранки “роза” с гладкой нижней поверхностью.

В ободковой оправе камень крепится специальным обжимным ободком, который иногда отделывается мелкой насечкой (гризантом).

Кармезиновая оправа используется для удержания крупного ювелирного камня, окруженного “веночком” из мелких ювелирных камней, плотно прилегающих друг к другу. Для удержания в ювелирном изделии большого центрального камня может использоваться крапановая, глухая или ободковая оправа. Для удержания мелких камней – корнеровая, крапановая, ободковая оправа.

Рельсовая закрепка – вид закрепки драгоценного камня в ювелирном изделии, при которой камень закрепляется между двух параллельных полос металла.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)